Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднюю
Переход из начальной школы в среднюю - это кризисный этап в школьной жизни обучающегося, сопряжённый с большой психологической нагрузкой. Зачастую, переходя в 5-й класс, ученик теряет интерес к учёбе, его успеваемость снижается. Это объясняется тем, что появляется много учителей-предметников, предъявляющих новые требования к ученикам. Педагоги относятся к пятиклассникам не как к малышам, а как к самостоятельным, сформировавшимся ученикам. Пока ребёнок пытается приспособиться, выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке, он попадает в число отстающих учеников. Проблема снижения успеваемости является одной из важных проблем в образовании. Учителя, работающие с пятиклассниками, должны быть квалифицированными педагогами, психологами и воспитателями. Они должны обеспечить плавный переход учащегося из начальной школы в среднюю, чтобы он не растерял все приобретения начальной школы и не утратил интерес к учёбе. Желательно, чтобы родители будущих пятиклассников заранее познакомились со всеми учителями, которые будут преподавать в данном классе. Будущий классный руководитель и учитель начальной школы должны встретиться и обсудить характерные особенности каждого ученика, его сильные и слабые стороны, поведение, составить полную психолого-педагогическую характеристику каждого ученика. Учитель, у которого будут учиться пятиклассники, должен посещать уроки ещё в 4-м классе, знакомиться с детьми, с уровнем их подготовленности. Кроме того, во время внеклассных мероприятий можно организовать различные конкурсы, викторины, игры с целью более глубоко изучения уровня подготовленности учеников. Так, во время проведения «Недели математики» ученики старших классов готовят математическую викторину с участием сказочных героев и проводят её в четвёртых классах. Это даёт возможность учителю присмотреться к будущим своим ученикам. При работе с пятым классом необходимо создать комфортную атмосферу на уроках. Новый материал нужно излагать доступным языком. В первое время на уроках создавать ситуацию успеха учащихся. Необходимо применять здоровье сберегающие технологии, которые предполагают разгрузки на уроке и дозированное домашнее задание. Чтобы обеспечить единство педагогических требований, необходимо методическому объединению учителей начальных классов и МО учителей-предметников выделить основные умения и навыки учащихся по всем предметам, провести детальный анализ на выявление пробелов в знаниях учащихся, наметить мероприятия по их устранению. Необходимо согласовать правила оформления тетрадей, различных видов работ и ведения дневника. Сделать нормой единые дисциплинарные требования: прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика, отвечать с поднятой рукой и т.д. Задавание домашнего задания нельзя оставлять на конец урока, его надо чётко прокомментировать и дать инструкцию по выполнению. Задача учителя – знать трудности в усвоении учебного материала и вовремя их предупредить. Период адаптации в пятом классе один из труднейших периодов школьного обучения. Решение проблемы преемственности на методическом уровне предполагает учёт тесной взаимосвязи разных её аспектов: - дидактического, включающего преемственность содержания, средств, форм и методов обучения; - психологического, связанного с учётом закономерностей формирования учебной деятельности и развития психических функций ребёнка; - методического, связанного с разработкой новых подходов к формированию математических понятий, оказывающих эффективное влияние на развитие мышления учащихся.
Сценарий внеклассного мероприятия.
Викторина в 4-м классе: Волшебный мир чисел.
Цели: учить решать задачи логического характера, развивать творческое воображение, логическое мышление, память, умение рассуждать и анализировать. Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир чисел. Если вы отгадаете загадку, то узнаете главного героя. У отца был мальчик странный, Необычный – деревянный: На земле и под водой, Ищет ключик золотой, Всюду нос суёт свой длинный, Кто же это?
Дети: Буратино! Учитель: Ребята, как называется сказка и кто её написал? Дети: Алексей Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино». Учитель: Сегодня вам предстоит решить некоторые задачи, с которыми столкнулись герои этой сказки. Они вышли победителями, а вам ещё предстоит себя проверить. Итак, начинаем…… Буратино: Отправляясь в страну дураков, я попал в дремучий математический лес. Чтобы найти тропинку, мне нужно ответить на несколько вопросов: а) сколько месяцев в году; б) назовите третий и восьмой; в) могут ли они поменяться местами; г) напишите число «один» тремя двойками; д) какое наибольшее возможное однозначное число можно представить с помощью четырёх цифр «2»; е) изобразите число «13» посредством четырёх двоек; ж) выразите число «23» пятью цифрами; з) представьте число «40» путём использования четырёх цифр «2»; и) найдите закономерность, по которой построена последовательность чисел- 1, 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19…… Ответы: г) 1=2-2:2; д) 9: 22:2-2; е) 13=22:2+2; ж) 23=22+2-2:2; з) 40=(22-2)х2; и) ряд состоит из чисел, которые делятся сами на себя. Учитель: Так, Буратино нашёл тропинку и встретил лису Алису и кота Базилио, которые привели его на пустырь. Лиса Алиса: Это Поле чудес: если закопаешь золотые монеты, то наутро вырастет дерево, на котором в три раза больше золотых монет. Затем, полученные монеты снова можно закопать в землю и снова вырастет дерево с монетами. Так можно снять несколько урожаев. Мы можем посторожить ночью эти монеты. Учитель: В награду за услуги лиса и кот потребовали отдавать после каждого урожая 9 монет. Подумав немного, Буратино не согласился с их требованиями. Буратино: После двух урожаев у меня совсем не останется денег. Уж лучше я сам посторожу. Учитель: Сколько золотых монет было у Буратино? Решение: второй урожай даст 9 монет. Значит, во второй раз Буратино посадит 9:3=3 (монеты). Первый урожай даст 3+9=12 (монет). Следовательно, в первый раз Буратино посадит 12:3=4 (монеты). Ответ: у Буратино было 4 золотые монеты. Учитель: Буратино взял свои монеты и пошёл дальше по тропинке, которая привела его к Мальвине. Мальвина: Я пригласила Буратино в гости, напоила его чаем и решила проверить его знания по математике. Ведь Буратино не ходил в школу. Все домой! Звонок раздался! На доске пример остался, Залетели в класс синицы И склевали единицы. Залетели сойки И склевали двойки. Залетели воробьи, И не стало цифры три. Сообщить прошу вас, дети, Где стояли цифры эти? *4** Ответ: 1423 +*745 +1745 6*98 6298 9466 9466
Мальвина: Задача. Дуремар ловил пиявок в пруду прямоугольной формы, длина которого 25м, а ширина 8м. Сколько пиявок может поймать Дуремар, если известно, что на каждом квадратном метре пруда обитает 150 пиявок. (30000 пиявок). Мальвина: Ребята! Буратино немного устал, да и вы тоже. Давайте вместе отдохнём. Кто желает вместе с Буратино сделать разминку? Буратино потянулся. Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
Хорошо, продолжим занятие. Мальвина: Ребята, у меня в буфете была спрятана банка варенья. В банке 650 г варенья. Буратино узнал и не удержался. Каждый день втихомолку съедал по пять ложек малинового варенья. Сколько граммов варенья я обнаружила, когда Буратино через 20 дней закашлял? В ложку, которой Буратино «выуживал» варенье помещается 5 г. Артемон: За спасение черепашек черепаха Тортилла решила подарить Буратино Золотой ключик, который уронил в пруд Карабас-Барабас. Она вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «здесь лежит Золотой ключик», на синей – «зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «здесь лежит гадюка» (учитель прикрепляет на доску рисунки коробочек). Тортилла прочла надписи и сказала: «Действительно, в одной коробочке лежит Золотой ключик, в другой – гадюка, а третья – пуста, но все надписи неверны. Если отгадаешь, в какой коробочке лежит Золотой ключик, - он твой!» где лежит Золотой ключик? Дети: В зелёной коробке. Из надписи на синей коробке следует, что в ней что-то лежит, а из надписи на зелёной коробке следует, что в ней лежит не гадюка. А так как, по словам Тортиллы, лежать в коробке может лишь гадюка или Золотой ключик, то там находится Золотой ключик. Артемон: Молодцы, ребята, нашли ключик. У нас осталось последнее задание, которое должен выполнить Буратино. «Крылатые слова», объясните их значение: - за семью печатями; - семи пядей во лбу; - семимильными шагами; - седьмая вода на киселе; - до седьмого пота; - семь вёрст до небес; - семь смертных грехов; - семь бед – один ответ; - семь раз отмерь, один раз отрежь.
МОЛОДЦЫ! А вот и ключик! Подведение итогов, награждение.
|